Грузовики ЕВРО-5. Несколько вопросов по ADBLUE
Сейчас многие пугаются двигателей Евро-5, слова Adblue и мочевина — почти ругательные. Так что же это?Коротко остановимся на основных вопросах, которые возникают у наших клиентов:Что это такое и зачем нужно?Технология SCR (selective catalytic reduction) — система избирательного каталитического восстановления создана для снижения содержания в выхлопных газах дизельных двигателей оксидов азота. Нормы содержания оксидов азота, наряду с сажей являются основными нормирующими показателями, которым должен соответствовать дизельный двигатель, чтобы отвечать экологическим нормам, принятым как в Европе, так и в других странах, включая Северную Америку и Японию.Для своей работы система SCR использует жидкость Adblue, по сути являющуюся 32-х % водным раствором мочевины. Сама система состоит из непосредственно бака, дозирующего модуля с насосом, форсунки в выхлопном тракте двигателя и катализатора, установленного в глушителе. Жидкость Adblue впрыскивается под давлением в отработанные газы, а в результате химических реакций, происходящих в выхлопном тракте и глушителе из ядовитых оксидов азота получается безвредные азот и вода.Какой расход жидкости Adblue?На двигателях экологического класса Евро-5 расход жидкости Adblue составляет в пределах 5% от расхода топлива. Т.е. если на магистральном тягаче средний расход топлива не превышает 30 л/100 км, то расход Adblue будет составлять не более 1,5 л/100 км. Таким образом бака Adblue емкостью 100 литров, который устанавливается на автомобили IVECO хватит на 6 500 — 7 000 км. пробега.«Дружит» ли мочевина с русскими морозами?Жидкость Adblue кристаллизуется при -110С, однако: во-первых система SCR не начинает работать если температура катализатора, установленного в глушителе меньше 2000С а также если жидкость в баке находится в замерзшем состоянии. Во-вторых все автомобили IVECO официально поставляемые в Россию оснащаются зимним пакетом, включающим подогрев жидкости, который работает от системы охлаждения двигателя, таким образом на оттаивание необходимого для работы системы количества жидкости уйдет 15-20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха (примерно за это время сам двигатель нагреется до температуры, при которой можно начинать движение). Да и на полное замерзания жидкости в баке уйдет от 12 часов до 3 суток в зависимости от температуры окружающего воздуха. Так что опасения по поводу использования машин с системой SCR в зимнее время безпочвенны, или относятся к пробежным машинам ввезенным из Европы и не оснащенным системой подогрева и необходимым зимним пакетом.Насколько надежна система SCR?Надежность системы главным образом зависит от качества жидкости Adblue, которая заливается в бак. Дело в том, что не смотря на кажущуюся простоту состава к этой жидкости предъявляются жесткие требования по чистоте — попытки создать аналог жидкости, разводя в кустарных условиях купленную на сельхозрынке мочевину неминуемо закончатся выходом из строя компонентов системы и приведут к дорогостоящему ремонту. Авторские права на жидкость Adblue принадлежат Ассоциации Автопроизводителей Германии (VDA), лицензией на производство владеют несколько десятков компаний, в основном в Европе, Северной Америке и Японии. В России на сегодняшний день такой лицензии нет ни у одной компании. Важно также следить за чистотой тары из которой заливается и в которой хранится Adblue — достаточно часто жидкость разливают по канистрам в которых раньше хранилось дизтопливо или масло, остатки которого попадая в систему приводят к выходу ее из строя. Стоит отметить, что от применения системы SCR двигатель не становится более требовательным к качеству топлива, т.к. система работает на выхлопном тракте и непосредственно с топливом не контактирует.Возможность отключения системы SCR.Один из самых острых вопросов, которые обсуждают отечественные перевозчики на всевозможных сайтах и форумах. Во-первых что произойдет если просто отключить систему, механически сняв с нее питание или просто не заливая Adblue в бак? Программа управления двигателем получит данные с датчиков системы о ее неисправности (либо отсутствия жидкости в баке) и преведет двигатель в режим аварийной работы, занизив его мощность на 30-40%. Такой режим позволит доехать до пункта назначения, но эксплуатировать машину долго невыгодно из-за низкой мощности и высокого расхода топлива. Широко обсуждаются вопросы по поводу обмана системы путем подачи ложных сигналов датчиков в программу управления двигателем. Однако здесь есть свой ньюанс — получая ложные сигналы, программа управления двигателем не сможет корректно управлять двигателем, что в конечном итоге приведет к перерасходу топлива от 3 до 5 литров на 100 км. В любом случае никакого экономического эффекта не получится, получая экономию на Adblue мы получим перерасход топлива на сумму большую стоимости самого Adblue. Некоторые производители предлагают варианты комплектации машин Евро-5 без датчиков оксидов азота, не подразумевающие переход в аварийный режим при неисправности системы SCR или отсутствии Adblue в баке. Несмотря на все заверения в том что это совершенно не скажется на работе двигателя это не совсем верно. Если оставить на совести производителей чисто правовую оценку их действий (двигатель с отключенной системой SCR соответствует Евро-0, т.е. реализовывать такие машины на территории РФ нельзя), то дело в том, что кроме чисто программных различий двигатели Евро-3 и Евро-5 различаются и механически. Это связано с тем, что двигатель работает в несколько другом теплодинамическом режиме, соответсвенно имеет другие режимы газораспределения и т.д., Т.е. в любом случае отключение системы SCR на двигателе Евро-5 приведет к перерасходу топлива и в экономическом плане никакого эффекта не принесет.